И как настоящий патриот он, конечно, не мог не быть в самой гуще событий, происходивших на этой земле. Наверное, первым, что заставило Владимир Павловича ринуться в политический бой, была Крымская АЭС: тогда многие считали, что ей не место в Крыму. Эх, ее бы, Крымскую АЭС, в блэкаут 2015-го! Сколько бы проблем удалось избежать… Но это мы сейчас сильны задним умом, а тогда, на волне просыпающегося в перестройку самосознания, многие за честь считали участие в акциях протеста против строительства атомной станции.
А потом была Украина… К чему ведет ее политика по отношению к крымчанам, поэт и писатель Владимир Терехов понял скорее остальных. Сейчас Русская община Крыма отмечает свое 23-летие — а ведь инициатором и ее создателем был он, Владимир Терехов!
...Голубой зал музея Тавриды был полон — слишком со многими пересекался Владимир Павлович, слишком многих знал — и понятно, что не все из них смогли прийти на встречу. Поднимающиеся на сцену говорили о том, что нужно сохранять память, что был он замечательным, что надо бы мемориал какой в его честь установить, книгу написанную перед уходом, но не успевшую увидеть свет, издать… Всё правильно, все верно. Обещали проводить такие вечера регулярно, ибо, «пока помним, он жив». Дай Бог!
…30 августа, когда Симферополь прощался с Тереховым, людей тоже было много. Жаль, первые лица республики (горячие предвыборные деньки!) не смогли лично отдать дань памяти. Может, сейчас откликнутся своим участием в судьбе творческого наследия — но Терехов оставил нам еще и мощное духовное завещание. Не потерять бы…
Здесь уместно вспомнить статью самого Владимира Павловича, написанную им аккурат накануне Крымской весны — дня, который он приближал ежедневно и ежечасно, всей своей жизнью, каждой своей строчкой.
Просто помните его!..
Смута, связанная с разделом Советского Союза, заставила русских крымчан вспомнить, казалось бы, уже забытое, но столь важное для наших предков слово «община». Русская община Крыма зародилась в рамках Республиканского движения Крыма (РДК). К 1993 году национальные общины были уже у большинства этносов Крыма. Как тут не объединиться русским и не заявить о своем существовании, не озвучить своих – русских проблем?
При всем при том сразу заявить в лоб о том, что русские создают этническую организацию-заявительницу проблем этноса, организацию-правозащитницу, нам долго не позволяла гражданская скромность, а вернее, неопытность гражданская. Поэтому сначала появилась идея славянской общины. Автор этих строк помнит, как в перестройку его пригласили в старое здание обкома на дискуссию об общественных организациях. Он предложил в противовес украинскому и другим национализмам создать Славянскую общину.
Услышал: а против кого объединяться будем-то?
Ответил: Не против кого, а за кого!
Но тогда его не поняли. Интересно, что в связи с созданием других общин таких вопросов не звучало. Это потом, уже перед разделом СССР, идея создания, например, «Союза русских, украинских и белорусских писателей» получила поддержку.
В 1993 году на передний план вышла идея объединения русского населения Крыма. И вот, была собрана конференция заинтересованных граждан. Она состоялась 23 октября 1993 года, в Доме профсоюзов в Симферополе. Участники этой конференции долго думали, как назвать создаваемую организацию: Русской или Российской общиной Крыма. Причем, первоначально была учреждена именно Российская община Крыма.
Но, по прошествии некоторого времени, в течение которого нам стали известны права и возможности этнических и гражданских общин в международном юридическом пространстве, мы стали понимать, что в плане предполагаемой деятельности, юридической защищенности и задуманного сотрудничества с другими организациями статус этнических общин гораздо предпочтительнее. Так наша Община стала называться Русской общиной Крыма.
Созданию Русской общины Крыма способствовало осознание необходимости решения целого ряда проблем, стоящих перед крымско-русским населением. Среди них наиболее острыми были проблемы сохранения русской культуры в Крыму и сохранения связей Крыма с Россией, частью которой мы все себя ощущали. Эти проблемы объединяли очень разных людей.
На учредительной конференции присутствовали директора симферопольских заводов (Симферопольский машиностроительный, завод пищевого машиностроения, КрымАвтоГАЗ), работники Симферопольского аэропорта, преподаватели Симферопольского госуниверситета, депутаты Верховного Совета Крыма, активисты и руководители Русского движения в Крыму. Учредительная конференция выбрала председателем Русской общины Крыма депутата Верховного Совета Украины от Крыма, писателя В. Терехова.
Во время подготовки, проведения конференции и юридического оформления Общины активно и конструктивно работали многие члены РДК, вступившие в Общину: В. Струкова, В. Мордашов, С. Моргунов и другие. Следует отметить, что в 1994 году лидер РДК Ю. Мешков был избран президентом Республики Крым, а депутат Верховного Совета Украины от Крыма С. Цеков – председателем Верховного Совета Крыма. Тем не менее, несмотря на занятость, С. Цеков помогал Общине и активно участвовал в её работе.
Собиралась Русская община Крыма в кабинетах Верховного Совета Крыма, в помещении горноспасательной службы, в залах ДОСААФ, в помещениях «Фонда Мира», в помещении Союза русских, украинских и белорусских писателей Крыма, на скамеечках у входа в Русский академический театр. Пока за личные средства С. Цекова не было куплено помещение для Общины в Симферополе, по ул. Карла Либкнехта (ныне ул. Долгоруковская).
По сути, мы начинали работать с нуля. У нас не было никакого опыта и знаний о строительстве этнических организаций. Помогло желание и интуиция. Работали и учились. Не обходилось и без ошибок. Но в основном мы все делали правильно.
Четко определяли, кого объединяет Община и чьи интересы и права отстаивает, а именно всех, кто считает себя русским или русскую культуру, русский язык, русскую историю родными, а Россию – Родиной (Отечеством). Это было правильно.
Учреждена газета Русской общины Крыма «Русский мир».
С годами Община расширялась и крепла. О ней узнали в Крыму, на Украине, в России и за пределами СНГ. Представителей Общины приглашали на мероприятия в Киев, Одессу, Харьков, Донецк, Москву, Новгород, Петербург, в страны Западной Европы и т.д.
Община проводила все больше мероприятий. К основным задачам деятельности Русской общины Крыма мы относили:
— противодействие разобщению русских, белорусов и украинцев. Содействие интеграционным процессам между Россией, Белоруссией, Украиной.
— в условиях провозглашенной в начале 90-х годов и нарастающей дальнейшей принудительной украинизации населения Украины и Крыма особенно – русскокультурного, вытеснения русской культуры, особенно – русского языка, самих русских, изоляции их от Русского Мира отстаивать права крымско-русского населения во всех сферах жизни общества и в первую очередь – в области культуры, образования, духовности, социального обеспечения, отстаивать принцип равноправия всех этносов, населяющих Крым.
При всем при том, что Русская община Крыма быстро росла и становилась явлением, к которому потянулись прорусски настроенные крымчане, отношения членов Общины между собой складывались неровно – сказывался пресловутый человеческий фактор. Не все приходили в Общину служить делу, было немало тех, кто смотрел на Общину как на клуб по интересам. Были и такие, кто ценил не дело, не Общину в себе, а себя в Общине. Их донимали собственные амбиции: почему не ему, а другому доверили роль руководителя того или иного ранга?
В этом плане показательны действия А. Мельникова, который, будучи членом Общины с первых дней, делал немало конструктивного, но при этом не забывал о своих интересах. В 2003 году на Соборе Общины, уже после того, как В. Тереховым на пост председателя был рекомендован С. Цеков, А. Мельников в качестве альтернативной кандидатуры на этот пост предложил себя. Что в ряду с иными его поступками подтолкнуло и толкает к мысли о сугубом прагматизме его амбиций. Я бы не вспомнил об этом, если бы не нынешние заявления и действия А. Мельникова.
Были и те, кто, не имел способностей работать в команде, кто чуть ли не по каждому обсуждаемому вопросу вели борьбу за свое особое мнение, чья собственная индивидуальность заслоняла существование общего принципа. Вспоминаю, как одна из наших ранних активисток давала отповедь молодому человеку, имевшему украинскую фамилию, но считавшему себя русским: «Ты с такой фамилией быть членом Русской общины Крыма не имеешь права»!
Были и те, кто не соглашался с действиями Общины, кто не выполнял решения ее руководящих органов. Кто позволяли себе публично, мало того – в оскорбительном тоне выступать против Русской общины Крыма, против других русских, пророссийских организаций, тем самым нарушая Устав Общины. Таких выводили из руководящих органов, таких исключали, или они сами уходили из Общины. Теперь понимаем – происходило самоочищение.
Случались попытки «переворотов» – в обход Устава собирались группой, объявляли эти сборы «Собором» (высшим руководящим органом Общины), «смещали» руководство – выбирали руководителями себя… Подобные манипуляции проводились и против Терехова, и против Цекова.
Но конструктивное начало в жизни Общины преобладало — интеграционная работа, процессы консолидации брали верх, приносили плоды. Конечно, можно было рассказ об Общине начать с перечисления этих плодов, этих достижений. Но не хотелось делать вид, что они нам доставались просто. Не просто было работать. Не просто приходится и теперь. До сих появляются люди, которые из горячих сторонников превращаются в недоброжелателей, нанося вред не только Русской общине Крыма, но всему движению российских соотечественников.
Тем не менее, вопреки действиям недоброжелателей, Община стала силой, оказывающей существенное влияние на политическую и культурную жизнь в Крыму. Стали более тесными связи Общины с Россией.
С. Цеков, который был избран председателем Общины в 2003 году, помог продвинуть Общину не только в организационном, но и в политическом плане. Огромный вклад в развитие Русской общины Крыма внесли люди, которые ежедневной, искренней работой доказывали свою верность русскому делу, верность идеалам Общины и её первоначальной сущности, не выпячивая свое «я» и избегая разного рода расколов. Это А. Жилин, А. Шевцов, Н. Лантух, Л. Чулкова, С. Матвеев, В. Ильичев и многие другие.
Наш вес заметно увеличивало сотрудничество с политическими партиями – с Республиканской партией Крыма и другими политическими силами. Таким образом, Община получала возможность проводить в органы власти своих представителей и осуществлять там свою программу. Сегодня политическим союзником, или, как принято говорить, «политическим крылом» Русской общины Крыма является партия «Русское Единство».
Владимир Терехов, первый председатель Русской общины Крыма.
23.10.2013 г.
На фото -- во время вечера памяти 21 октября 2016 г.