Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Когда развивается творческая личность

Виктория Михайлюк

Возрастные особенности развития эмоциональной сферы младших школьников.

Эмоциональная сфера ребенка играет большую роль в жизни и развитии личности. Через эмоции познается окружающий мир, если человек радостный, то он склонен воспринимать мир через самые яркие цвета, а испуганный человек видит лишь объекты, которые вызывают негативные эмоции. Ученые определяют такое явление, как эффект суженного зрения. Также эмоциональные факторы влияют и на память. В памяти оставляют след те эмоции, которые вызывали яркие чувства, и наоборот чувство тревоги. Эмоции являются главной чертой личности.

Связывая эмоции с творчеством, можно основываться на том, что психология творческого человека зависит от эмоциональной сферы личности. Эмоция обладает способностью подбирать впечатления или образы, которые созвучны настроению, владеющим нами в данную минуту. Эмоции существенно оказывают влияние на процесс деятельности. Как форма проявления потребностей личности эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности. Эти внутренние побуждения, выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отношениями индивида к окружающему его миру [1. с.30-32]. Если все происходящее у человека вызывает эмоции, то особенно тесной является действенная связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Это связь взаимная: с одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой – чувства человека, его эмоциональные состоянию влияют на его деятельность. Эмоции не только обуславливаю деятельность, но и обуславливаются ею [2. с.247-248].

Воспринимая какие-либо предметы или явления окружающего мира, человек всегда как-то относится к ним, при этом – это не всегда холодное, рассудочное отношение, а особые переживания. Иногда мы сердимся, а в другой момент – боимся либо радуемся. Всё это проявления эмоций, которые сопровождают нас всю жизнь, независимо от того, хотим мы этого или нет.

Эмоции взрослого человека, безусловно, отличаются от эмоций детей, в частности, младших школьников. Этот возраст охватывает период жизни детей от 6 до 10 лет. Именно в это время начинается активное изменение в биологическом развитии организма ребенка.

Перемены, вызванные изменением образа жизни ребенка, целей и видов деятельности, смена ведущего вида деятельности приводят к тому, что эмоциональная жизнь младшего школьника становится иной, чем в дошкольном возрасте. Появляются новые, не привлекавшие ранее к себе внимания цели, переживания, эмоциональные отношения к ряду явлений и сторон действительности, которые ранее оставляли дошкольника равнодушным [3].

Их эмоциональный мир достаточно разнообразен, и причиной возникновения эмоций может стать множество не только биологических, как, например, в период младенчества, но уже и социокультурных факторов. Достаточно глубокое впечатление на детей могут производить стихи и рассказы, фильмы, театральные постановки, песни и музыкальные пьесы. Переживания за любимого героя достигают большой выразительности эмоций.

Одна из важнейших задач школы и учителя – воспитание умения управлять своими эмоциями, положительно мыслить и подчинять их разуму и воле. Сам процесс обучения, если он проводиться умело, содержательно, красочно, может вызвать нужные эмоции у детей, сделает учение радостным, интересным и продуктивным.

В современном мире культура уделяет большое внимание чувствам, эмоциям, но при этом мы все реже встречаемся с сочувствием и готовностью помочь друг другу, чаще наблюдаем вытеснение предметов эстетического цикла из учебных планов школы. В связи с этим, наблюдается дефицит эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности, образного мышления, что приводит к грубости, примитивности жизненных ориентаций школьников, цинизму и т.п. Отсюда, проблема развития эмоциональной сферы младших школьников приобретает особо острую актуальность, так как именно в этом возрасте, возможно, корректировать эмоциональный фон детей, прививать нормы поведения в обществе.

К. Е. Изард в своих исследованиях выделил основные, как он называл, «фундаментальные» эмоции:         интерес, радость, страдание, удивление, гнев, отвращение, презрение, стыд, страх[4]. При соединении данных эмоций возникают комплексные состояния – такие, как, например, тревожность, которая сочетает в себе страх, гнев, вину и стресс. Также, любая другая указанная эмоция может выражать целый спектр различных состояний [5].

Прослеживая путь развития эмоциональной сферы ребенка, Г. Мюнстерберг и С. Л. Рубинштейн в начале XX века говорили о том, что постепенно у детей с возрастом происходят изменения эмоционального развития, что заключается в чувствовании окружающего мира состояниями собственного тела.

Л. С. Выготский считает, что у учащихся происходит «синтез интеллектуального и эмоционального процесса», то есть эмоции с развитием ребенка не подавляются и ослабляются, а кривая развития эмоций идет вверх от аутистического мышления, когда эмоции играют скорее ведомую роль интеллектуального процесса, к реалистическому интеллектуальному процессу [6].

К. Бюлер в своей работе показывает, как с возрастом развиваются положительные эмоции человека [7]. По мере развития ребенка сдвигается момент переживания удовольствия в детских играх: у малыша удовольствие возникает в процессе получения желаемого результата. На следующей ступени развития удовольствие уже доставляет не только результат, но и сам процесс игры. А на третьей ступени, у детей постарше, появляется предвосхищение удовольствия в начале игровой деятельности. Данную теорию педагогам нужно брать во внимание при работе с младшими школьниками, так как основным видом деятельности в данный возрастной период как раз является игра. Именно данным способом можно вывести ребенка на необходимые эмоции, а далее уже корректировать происходящие реакции.

Как предполагают западные психологи, процесс социализации ребенка сопровождается состоянием тревоги, так как он, таким образом, пытается избежать негативных переживаний. Эмоциональное развитие младших школьников сопровождается наличием школьной тревожности, связанной с учебным процессом [8]. Учащимся необходимо делать каждый день домашнее задание по различным предметам, при этом колоссально возрастает чувство ответственности, страха, правильно ли он сделал, и какую оценку ему поставят, и прочее. А. М. Прихожан исследовала возрастную динамику изменения тревоги у младших школьников и установила, что во 2-ом и 3-ем классах состояние тревоги довольно стабильно, а в 1-ом и 4-ом классах у учащихся замечается повышение уровня тревожности [9]. Скорее всего, это связано с тем, что в 1-ом классе у учащихся появляется ответственность, новые задания, коллектив, который безусловно волнует каждого ребенка, в котором проявляются новые эмоциональные всплески. А в 4-ом классе учащихся уже готовят к среднему звену, появляется тревожность из-за непонимания, что их ждет дальше, как к ним будут относиться новые учителя и т.д.[10]

На основе работ В. Н. Мясищева, А. К. Дусавицкого и А. С. Белкина, рассмотрим шесть особенностей эмоционального развития младших школьников [11,12].

Первой особенностью эмоциональной сферы учащихся младших классов, особенно первоклассников, является свойство очень активно, бурно реагировать на некоторые отдельные и задевающие их явления. В это время младший школьник практически не отличается от дошкольника. Он с волнением смотрит на то, как собака играет со щенком, с криком бежит к позвавшим его товарищам, начинает громко смеяться при чем-нибудь смешном и т.д. Каждое явление вызывает у него резко выраженный эмоциональный отклик. Характерна для данного возраста большая подвижность, многочисленные жесты, невозможность долго сидеть на одном месте, резкие изменения мимики.

Второй особенностью эмоциональной сферы младшего школьника становится большая сдержанность в выражении таких собственных эмоций, как недовольство, раздражение, зависть. Это объясняется тем, что в коллективе класса несдержанные проявления чувств вызывают замечания, подвергаются осуждению и обсуждению. Но это не значит, что младший школьник уже умеет владеть своим поведением, он в данном случае ярко проявляет недовольство, обиду, гнев, страх, хотя и старается их подавить. Все эти эмоции открыто проявляются во время столкновений со сверстниками.

Год от года, способность владения своими чувствами становится все лучше. Младшие школьники не только проявляют моторную форму эмоций, а уже применяют словесную форму их выражения, больше не дерутся, а грубят, дразнятся, проявляют оттенки насмешки, иронии, сомнения и т.д. На протяжении всего младшего школьного возраста нарастает организованность в эмоциональном поведении, ребенок уже больше понимает, как нужно себя вести в той или иной ситуации [13].

Третьей особенность младшего школьника является развитие выразительности эмоции, появляются наиболее разнообразная мимика и оттенки интонаций в речи.

Четвертая особенность в развитии эмоциональной сферы младших школьников связана с ростом понимания чувств других людей и способности сопереживания эмоциональным состояниям – как сверстников, так и взрослых. Уровень такого эмоционального понимания отчетливо различается между первоклассниками и третьеклассниками, а особенно четвероклассниками.

Пятая особенность эмоциональной сферы младших школьников – впечатлительность, эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное. Скучные монотонные уроки быстро снижают познавательный интерес учащихся, ведут к появлению отрицательного эмоционального отношения к учению[14].

И наконец, шестая особенность связана с быстро формирующимися моральными чувствами учащихся: чувство ответственности, товарищества, сочувствие к горю окружающих, негодование при несправедливости и т.п. При этом они формируются под влиянием конкретных воздействий, или собственного действия, или примера, впечатления от услышанного. Но когда школьник узнает о нормах поведения, то он воспринимает слова учителя только тогда, когда они находят у него эмоциональный отклик, вызывают переживания. Ребенок в данный период способен на хороший поступок: проявить сочувствие, испытать жалость к больному, проявить заботу и т.п. И вместе с тем, в аналогичных ситуациях он может не проявить этих чувств, а даже наоборот посмеяться над неудачей, не испытывать жалости, а отнестись равнодушно и т.д. При этом, услышав осуждение, возможно, он быстро изменит свое отношение и вновь окажется хорошим. Дело в том, что в младшем школьном возрасте нравственные чувства характеризуются тем, что ребенок не всегда понимает принцип, по которому следует действовать, но при этом его непосредственное переживание подсказывает ему, что является хорошим, а что плохим. Поэтому совершая необдуманные, недозволенные поступки, он обычно переживает состояние стыда, раскаяния, а иногда и страха. Факторами, способствующими проявлению эмоций у младших школьников, являются не только игры, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками, родителями, другими взрослыми, что приводит к определенным ответным реакциям учащихся.

Итак, за период начальной школы происходят серьезные изменения в эмоциональном развитии ребенка, в его доминирующих чувствах, объектах, которые его волнуют и занимают.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что эмоциональная сфера младших школьников характеризуется легкой отзывчивостью на происходящие события, быстрым восприятием, ярким воображением; непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний: радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия; готовностью к аффекту страха; эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к кратковременным и бурным аффектам [15].

Ребенок младшего школьного возраста достаточно уязвим. В этот период ученик как губка впитывает в себя все то, что его окружает, какие эмоции выражаются при определенных жизненных обстоятельствах – как в школе, так и вне её, а затем воплощает все увиденное в жизнь.

В силу своего возраста, он еще не умеет контролировать свое поведение, он копирует взрослых либо сверстников, которые не всегда правильно поступают, и здесь очень важна роль педагога в оказании помощи, корректировке эмоциональной сферы, формировании опыта распознавания и проявления эмоций, чтобы в дальнейшей жизни ребенка формировать осознанную, способную к сопереживанию чуткость и эмоциональную культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

  1. Изард, К.Е. Эмоции человека : [Пер. с англ.] / Кэррол Е. Изард; Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. - М. : Изд-во МГУ, 1980. - 439 с.
  2. Вилюнас, В. К. Психология эмоций [Текст] / К. В. Вилюнас, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Моск. ун-та, 1984. - 288 с.
  3. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
  4. Изард, К.Е. Эмоции человека : [Пер. с англ.] / Кэррол Е. Изард; Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. - М. : Изд-во МГУ, 1980. - 439 с.
  5. Рогов, Е. И. Эмоции и воля [Текст] / Е. И. Рогов - Москва: ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
  6. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва : Искусство, 1986. - 573 с.
  7. Бюлер К. Духовное развитие ребенка / Пер. с нем. — М.: Новая Москва, 1924. — 556 с.
  8. Сосновский, Б. А. Психология [Текст]: учебник для педагогических вузов / Б.А.Сосновский. - М.: Высшее образование, 2008. — 660 с.
  9. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. - Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
  10. Гуров, В.А. Тревожность и здоровье младших школьников [Текст] / В.А. Гуров// Вестн. Томского гос. ун-та. - 2009. - С.56-59
  11. Дусавицкий, А. К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников [Текст] / А. К. Дусавицкий // Вопросы психологии. - 1982. - № 3. - С. 54-60.
  12. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. - Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
  13. Регуш, Л.А. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / Л.А. Регуш, А.В.Орлова. - СПб.: Питер, 2011. - 416 с.
  14. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст]:учебник для студ. высш. проф. образования/Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2006. - 366с.
  15. Абрамова, Г.С.Возрастная психология [Текст]: учеб.пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамов. - 4-е изд. - М.: Академия, 2007. - 672 с.
Категория: Мои статьи | Добавил: massage (02.06.2021) | Автор: Виктория Михайлюк
Просмотров: 134 | Теги: развитие творчества, эмоции, младшая школа | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: